Квартиры Обмен Новостройки Коттеджные поселки / Таунхаусы Дома / Дачи / Гаражи Земля Аренда Коммерческая
Любой
Подробный поиск
Свернуть поиск
Очистить

Выбор районов, микрорайонов и метро

Закрыть
Дата публикации: 11.03.2012
Просмотров: 901

Решит ли Путин квартирный вопрос?

Решит ли Путин квартирный вопрос?

Предметное осмысление предвыборных обещаний нового президента

Планов громадье

Предвыборное заявление Владимира Путина о том, что в стране есть все условия для успешного решения жилищной проблемы, не содержит ничего неожиданного и сенсационного. Мало того, глава правительства даже понизил градус ожиданий в сравнении со своими заявлениями трех-четырех летней давности. Напомним, что еще в конце 2007 года, будучи президентом, он призвал резко нарастить объемы строительства – до одного квадратного метра на человека в год. Этот призыв в январе 2008 году губернаторы донесли до своих подчиненных. На практике это означало в два с половиной раза увеличить показатели по вводу жилья. И надо сказать, что до кризиса в таком резком скачке не усматривали ничего фантастического, учитывая то обстоятельство, что темпы строительства с 2005 года стали поистине ошеломляющими. Так, в Новосибирской области буквально за два года объемы вводимого жилья реально удвоились. Воодушевленные таким результатом, региональные руководители были полны оптимизма, а потому накануне кризиса и слышать ничего не хотели о возможной остановке роста. Такое же настроение было тогда и у некоторых игроков рынка.

Кризис стал для многих холодным душем. Отсюда, надо полагать, сегодняшний сдержанный оптимизм Путина и осторожность в прогнозах. Неспроста полное решение квартирного вопроса отодвигают на 2030 год. Заглядывать так далеко – все равно, что гадать на кофейной гуще. Гораздо продуктивнее оценить логику действий властей.

Рост без гармонии

Если отвлечься от предвыборных лозунгов и взглянуть на цифры официальных документов, то сразу станет понятно, что в сфере жилищного строительства за последние семь лет не произошло каких-либо серьезных качественных изменений. Иными словами, условия, в которых сегодня работают участники рынка, принципиально ничем не отличаются от того, что было перед кризисом. Так, предыдущий стремительный рост был вызван масштабным вливанием денег в ипотеку. В 2006 году было выдано 263 млрд. рублей, в 2007 – 556,5 млрд., в 2008 – 655,8 млрд. Затем, в 2009 году, произошло резкое снижение – до 152,5 млрд. рублей. После чего ипотека вновь оживилась, и в 2010 году было выдано уже 380 млрд. В прошедшем 2011 году – 713 млрд. То есть показатели 2008 года превышены. Оценивая такую динамику, АИЖК прогнозирует на 2012 год выдать уже один триллион рублей!

Размер Стабилизационного фонда РФ (2006 – 2007 гг.)
Размер Стабилизационного фонда РФ (2006 – 2007 гг.)  

Создается впечатление, что государство снова оживляет жилищное строительство единственно знакомым ему инструментом. В этом убеждает то обстоятельство, что иные важнейшие аспекты строительства, например – создание доступной инфраструктуры, - по сию пору не получили государственной поддержки, соизмеримой с объемами вливаний в ипотеку. В этом нас убеждает такой документ, как Федеральная целевая программа «Жилище».

Судите сами. В рамках ФЦП «Жилище» на 2002- 2010 годы было запланировано освоение федеральных средств на сумму 298,8 млрд. рублей. Основная доля этих средств – 239,8 млрд. – приходилась на 2006 – 2010 годы. Показательно, что именно в этот период заработал Стабилизационный фонд РФ, куда только за год - с 2006 по 2007 год - было переправлено почти 133 млрд. долларов (то есть более трех триллионов рублей по тогдашнему курсу!). Причем, как выяснилось позже, 100 млрд. долларов было вложено в облигации американских ипотечных компаний!

Отметим, что структура расходов в рамках ФЦП «Жилище» довольно сложная, включающая, помимо прочего, выдачу жилищных сертификатов, субсидирование льготников, поддержку очередников, выдачу госгарантий по частным займам и т.д. То есть вопрос создания доступной инфраструктуры (на которую ложится основная доля затрат в строительстве) почему-то остался здесь практически незатронутым. Отдельная подпрограмма – по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры – предполагала выделение федеральных средств в объеме каких-то 27,4 млрд. рублей.

Что же происходит в наши дни? В принципе, то же самое. В рамках ФЦП «Жилище» на 2011 – 2015 годы объемы финансирования существенно не изменились. На 2011 год из бюджета выделено 50 млрд. рублей, столько же – на 2012 год, а уже на 2013 год запланировано только 40 млрд. Общий объем средств, выделяемых федеральным бюджетом, составит 291 млрд. рублей. На модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры (износ которой составляет 70%) предусмотрено выделить 34,8 млрд., из них на федеральный бюджет приходится лишь 15,6 млрд. Значительная доля средств опять будет направлена на субсидирование отдельных категорий граждан.

Схожая картина обнаруживается при изучении такого документа, как «направления реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на 2009-2012 годы». На модернизацию коммунальной инфраструктуры выделено 8,2 млрд. рублей (и только на 2009 и 2010 годы). По строительству новой инфраструктуры предусмотрены только госгарантии по взятым кредитам (в объеме 19,5 млрд. рублей на каждый год), а в графе «Государственная поддержка внедрения новых современных технологий и проектной документации жилищного строительства» вообще стоят прочерки. Зато предусмотрен объем ипотечных кредитов в 2,65 триллиона (!) рублей. Причем на поддержание так называемого «платежеспособного спроса на жилье» запланировано выделение средств материнского капитала в объеме 358 миллиардов.

Объемы выданных ипотечных кредитов: млрд. руб.
Объемы выданных ипотечных кредитов:
млрд. руб.

Кроме того, весьма показателен тот факт, что государственная поддержка столь важной сферы размазана по разным программам, фондам и учреждениям, когда все запутано так, что трудно проследить, куда на самом деле уходят деньги. И во всех этих финансовых потоках нет и намека на консолидацию ресурсов для развития инфраструктуры и модернизации строительной отрасли. Чего не скажешь о развитии ипотечного кредитования. Очень красноречивое обстоятельство. Можно ли такое положение вещей назвать «благоприятным условием» для развития жилищного строительства? Думаю, что нет.

Показательные парадоксы

В качестве целей и задач ФЦП «Жилище» на 2002 – 2010 годы значилось «комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан». В числе ожидаемых конечных результатов было следующее: «повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 3 года (в 2004 году - 3,9 года)». Запомним.

А теперь переходим к ФЦП «Жилище» на 2011 – 2015 годы. Здесь в качестве целей и задач значится «формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности». Доступность жилья определена следующим образом: «когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года (в 2009 году - 4,8 года)». То есть, если исходить из официальных документов, за семь лет «успешной реализации» госпрограммы фактический рост цен на жилье превысил прогнозные значения более чем в 1,5 раза, точнее – рост цен существенно опередил рост реальных доходов населения. Как же можно такое положение вещей увязать с увеличением доступности жилья? Никак.

В этой связи странными выглядят планы по кратному увеличению объемов ипотечного кредитования. Фактически снизив индекс доступности жилья, государство параллельно рассчитывает серьезно увеличить количество заемщиков по ипотеке. Вывод здесь напрашивается один: то, что мы называем государственной поддержкой жилищного строительства, осуществляется исключительно в интересах финансовых структур. Это значит, что заявление Путина насчет снижения цены квадратного метра на 20 – 25% абсолютно никак не вяжется с интересами главных получателей выгод. При таком положении дел в следующую «пятилетку» среднюю цену стандартной квартиры правительственные чиновники определят уже в 5 совокупных годовых доходов. Ведь только совсем недавно действующий премьер заговорил о развитии дорожного строительства и инженерных сетей, без чего снизить себестоимость строительства невозможно в принципе. Но пока конкретизировать его пожелания невозможно. Будем надеяться на лучшее.

Олег Носков



Редакция портала NN-BAZA.RU призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

Комментарии

Михаил 12.03.2012 22.10.35 Попытался посчитать стоимость стандартной квартиры 54 кв. м, что- то дороговато выходит. если на человека по 15 000 рублей. то цена выходит- 2160 и это за 54 квадратных метра? Понятно же что это не элитный дом будет
Форма отправки комментария
Имя
E-mail
Укажите код с картинки
Комментарий
630099, г. Новосибирск,
ул. Ленина, 12
Телефон: +7 (903) 900-36-84
E-mail: com@nn-baza.ru
Следуйте за нами