Вид из окна и внутренняя планировка – вот на что обычно обращают внимание наши граждане, собираясь совершить покупку жилья. Всю остальную информацию они получают в готовом виде из рекламных буклетов компании: конструкции – «монолитные», стены - «утепленные», строительные бригады – «высокопрофессиональные», оборудование – «современное». И так далее. Над этой информацией, как правило, долго голову не ломают. Чаще всего верят на слово. Тем более что особо-то сравнивать не с чем. У всех теперь все «монолитное», «утепленное», «высокопрофессиональное», «современное».
Мы, конечно, понимаем, что совсем не дело простого покупателя – вникать в подобные тонкости. И при нормальном положении вещей все именно так и должно быть. Где-нибудь в Европе или в Америке потребитель также не ломает себе голову над такими подробностями. Но ведь надо понимать, что там его интересы защищает государство, имеющее мощнейшие инструменты влияния на производителя. И если строители чего-то сделали не так, где-то обманули покупателя, это им может дорого стоить.
У нас, к сожалению, государство в таких вопросах занимает пока еще «философскую» позицию. Главная забота, чтобы объект не развалился сразу после сдачи в эксплуатацию. А дальше уже не особо и страшно. Если что-то подобное произойдет спустя пять-десять лет, государство сумеет «назначить» виновного. Будьте уверены (под раздачу, скорее всего, попадут проектировщики). Что касается разного рода недочетов и недоделок, вскрывающихся во время проживания в купленной квартире, то подобные неприятности наше государство относит всего лишь к сфере «частных» взаимоотношений покупателя и производителя. Если что-то не нравится – подавайте в суд, а там уж как получится.
Но кого из нас устраивает такая перспектива – повесить на себя кредитную нагрузку, да еще регулировать вопросы по всяким недочетам (по уму, это должно делать именно государство – еще на стадии строительства). И если власть не идет навстречу людям, то тогда в силу должен вступить… потребительский надзор.
В чем он будет выражаться? Все очень просто: потребителю надо расширить список критериев, по которым он оценивает компанию-застройщика (то есть тех, кому он платит). Вида из окна, местоположения и планировки квартиры тут явно будет недостаточно. Нужно, что называется, ловить застройщика на слове: коль все у него «современное», «утепленное», «высокопрофессиональное» - то пусть выдаст подробности. Если компании нечего скрывать, если она лояльна к клиентам, то диалог получится. Если же там считают, что общение с покупателями должно ограничиваться отделом продаж и «лишние» вопросы не принимаются, то у покупателя появится веское основание задуматься: а надо ли с этими товарищами заключать сделку?
Словом, сам потребитель должен покончить с «лохотроном» и заставить застройщика считаться с его интересами. Нет диалога – нет покупки. Вот и весь разговор. А поговорить с застройщиком есть о чем.
Как говорят сведущие люди, практически нет застройщика, который бы не желал на чем-то «сэкономить». Очень часто такая «экономия» приводит к тому, что в процессе строительства происходят некоторые отклонения от проекта – когда вынужденные, когда совершенно сознательные. Иногда генподрядчик, изучив проектную документацию, может подсказать заказчику пути возможной «оптимизации» - где, чего и как упростить. И кто об этом узнает? Уж точно не потребитель (он лишь ощутит последствия такой экономии, но не сразу).
Есть еще один распространенный путь – экономия на материалах или на кадровых ресурсах (часто встречается одновременно и то, и другое). Скажем, сейчас сплошь и рядом утепляют наружные стены (так требуется по нормативам). Утеплителей на рынке полно – как дорогих и качественных, так и плохих, но дешевых. Марку утеплителя застройщику никто не навязывает. Поэтому вполне можно обойтись недорогой китайской продукцией. Государство за руку не схватит, а потребитель об этом пока еще не спрашивает (у нас в Новосибирске точно не спрашивает). Чего бы этим не воспользоваться? Китайский утеплитель дешевле качественного европейского как минимум процентов на тридцать. Вот вам и экономия.
Но даже если материалы качественные, то есть возможность сэкономить на работе с ними – вместо опытной специализированной бригады нанять малограмотных гастарбайтеров, которые худо-бедно чего-то «сляпают». К слову, производители известных марок уже намучились с неграмотным исполнением, из-за чего они несут репутационные издержки. Ведь строители перекладывают все с больной головы на здоровую, оправдывая свою неумелость якобы плохими свойствами материала (типа, не для наших он сибирских условий и все такое). Чтобы впредь избежать таких наговоров, производители готовы проводить собственные инспекции на строительных площадках. И их, надо сказать, совсем не устраивает ситуация, когда столь деликатные операции на стройке осуществляет кто попало.
Разумеется, потребитель никогда не выполнит ни функцию государственного надзора, ни функцию внутреннего надзора. Однако, вникая в перечисленные детали, он в состоянии определить для себя ту компанию, которая в наименьшей степени склонна допускать «косяки». А компании, со своей стороны, должны осознать наступление качественных перемен во взаимоотношениях с клиентами. И рекламными буклетиками уже не отделаться. Потребитель начнет запрашивать точную информацию, и представление о проекте будет выстраивать не на основе рекламы, а на основе проектной документации. Всех подробностей ему, конечно, не осилить, тем не менее, ему не составит труда подробно выяснить, из чего здесь собираются строить, какими силами и средствами, и в каком графике. Он может все узнать о применяемых материалах, о подрядчиках, субподрядчиках, о поставщиках тех же материалов и оборудования. Он может потребовать общения с главным инженером, с инженером по технадзору, с мастерами, с проектировщиками, запросить «экскурсию» на площадку. Короче, покупателю необходимо четко подчеркнуть, что менеджеры по продажам, пиарщики, маркетологи и руководители по связям с общественностью интересуют его в последнюю очередь. Вначале покажите продукт, покажите, кто его конкретно делает и из чего, а там уже поговорим о покупке. Не хотите – до свидания.
Например, в рекламном буклете сказано, что для утепления стен используются качественные материалы. Спрашиваем: какие материалы, какой марки? Получаем ответ.
Дальше связываемся с представителями названной компании и задаем простой вопрос: работают ли они с таким-то застройщиком и осуществляют ли их специалисты техническую инспекцию по монтажу их фирменного материала? Если «да», то будем надеяться, что по этому конкретному пункту все в порядке. Если «нет», то спрашиваем у застройщика: кто осуществляет монтаж утеплителя, и какой там на самом деле утеплитель?
Если речь идет о применении современного инженерного оборудования, то надо выяснить, какой марки оборудование и кто поставщик. Затем связываемся с поставщиком и выясняем, так ли это всё и контролируется ли монтаж инженерных систем со стороны производителя или поставщика? И так далее по всем вопросам.
Вопросов, конечно, будет уйма. И это потребует много времени, много сил и душевного напряжения. Но ведь, как говорят врачи: болезнь лучше предупредить, чем лечить. Главное, застройщик должен отчетливо понять: наступила эпоха «квалифицированного» потребителя – очень въедливого и не собирающегося просто так отдавать свои кровные, не имея твердых гарантий качества.
Олег Носков
Редакция портала NN-BAZA.RU призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.
630099, г. Новосибирск, ул. Ленина, 12 Телефон: +7 (903) 900-36-84 E-mail: com@nn-baza.ru | Реклама на сайте Простой поиск Консультация юриста Цены на квартиры Средние цены на вторичном рынке | Азбука недвижимости Новости компаний Зарубежная недвижимость Строительство Консультация юриста | Следуйте за нами |
© 2008-2024 Недвижимость Новосибирска, квартиры в Новосибирске, цены на квартиры, дома, коттеджи, новостройки, аренда и продажа квартир в Новосибирске Материалы сайта защищены Законом об авторском праве. При цитировании обязательна ссылка на первоисточник информации. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов. |