Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также организации оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающие выполнение государственного оборонного заказа.

По словам ведущего специалиста-эксперта отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Росреестра по Новосибирской области
Галины Снурник, подпадающие под данную категорию предприятия и организации включаются в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень стратегических предприятий и организаций, подлежащий обязательному опубликованию.
Действующее законодательство о банкротстве устанавливает некоторые особенности банкротства данной категории должников.
В частности, для возбуждения дела о банкротстве стратегического предприятия или организации совокупность предъявленных к такому должнику требований должна составлять не менее чем 500 тыс. рублей, а не 100 тыс., как предусмотрено общими требованиями Закона о банкротстве.
Также для таких предприятий установлен более длительный по сравнению с обычным период просрочки ими исполнения обязательств перед кредиторами - шесть месяцев с даты, когда такие обязательства должны были быть исполнены, а не три месяца, как это предусмотрено общими правилами.
Кроме того, законодательство о банкротстве устанавливает дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего стратегического предприятия. Обязательным является наличие у него стажа работы не менее 5 лет на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях, из них не менее 1 года стажа руководящей работы. Также необходимым условием назначения является участие его в качестве арбитражного управляющего не менее чем в 2 делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних 3 лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей. Предусмотрено наличие высшего юридического или экономического образования, или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.
С учетом специфики деятельности, осуществляемой стратегическими предприятиями, законом также установлен ряд особенностей проведения процедур банкротства данной категории должника и продажи его имущества. В частности, арбитражный управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, направленных на выполнение государственного оборонного заказа; при продаже стратегического предприятия должно сохраняться целевое назначение его имущества и ряд других требований.
В целях обеспечение сохранения стратегически важных производств, предотвращения необоснованного и преднамеренного возбуждения дел о банкротстве в отношении данной категории должников, в настоящее время Минэкономразвития России подготовлен и внесен на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ законопроект, уточняющий отдельные положения федеральных законов "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об исполнительном производстве" в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций". Ведущий специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Росреестра по Новосибирской области