Квартиры Обмен Новостройки Коттеджные поселки / Таунхаусы Дома / Дачи / Гаражи Земля Аренда Коммерческая
Любой
Подробный поиск
Свернуть поиск
Очистить

Выбор районов, микрорайонов и метро

Закрыть
Дата публикации: 26.11.2012
Просмотров: 2680

Пародия на барский стиль

О пережитках в отечественном проектировании.

О пережитках в отечественном проектировании

Если вы смотрите американские фильмы, то, наверное, не раз обращали внимание на одну интересную деталь: когда герой заходит в дом, он тут же, прямо с порога, оказывается в гостиной. У нас такая планировка вызывает недоумение. Не по-нашему оно как-то, чтобы сразу с крыльца - в гостиную. Мы привыкли перемещаться через прихожую и коридоры: дверь направо, дверь налево, дверь прямо, поворот, еще дверь. Я за последние тридцать лет пересмотрел не одну сотню отечественных проектов (как советских, так и нынешних российских), и почти везде обнаруживал вот эту самую коридорно-секционную схему, как будто архитекторы намеревались запроектировать коммуналку или здание сельского Собеса. Что ни дом – то Собес: фойе, коридор, дверь направо, дверь налево, дверь прямо. Бывали, конечно, комфортные «Собесы» - с каминами, застекленными верандами. Но планировочная схема в большинстве случаем оставалась неизменной и очень характерной. Можно сказать – это такая вот черта отечественного проектирования. И если б она всех нас устраивала, то и разговору бы не было: живите, граждане, и радуйтесь. Но в том-то и дело, что устраивает данная схема не очень, особенно если это - дом для «народа», относительно небольшой площади. Тут наш проектировщик нагородит так, что будешь постоянно биться локтями о стены и вытанцовывать «загогулины», переходя из спальни на кухню.

Откуда ж она взялась, такая странная (казалось бы) отечественная манера организации внутреннего пространства?

Образец для подражания

Ларчик, на самом деле, открывается просто. Как-то, еще в студенческие годы, мне попался в институтской библиотеке большой дореволюционный каталог проектов особняков и усадеб. Тут-то я и обнаружил упомянутую схему. Правда, применительно к тогдашнему барскому жилью она была вполне оправданной. Коридоры – широкие, комнаты – просторные. Метраж самих домов достаточно внушителен в сравнении с советскими образцами. Короче, дома проектировались явно не для простого народа. Дома проектировались для «господ», державших прислугу. Тут все было честь по чести: с порога вы попадаете в прихожую, где служанка принимает вашу верхнюю одежду и провожает вас (по коридору или через холл) в комнату хозяина – в кабинет, гостиную или столовую. Нормальный такой образ жизни весьма немногочисленного слоя привилегированных и зажиточных людей царской России. Как и положено, в таких домах имелись и камины, и террасы с выходом прямо из главной комнаты, и застекленные двери. Соответственно: ковры, хрусталь, книги и прочие атрибуты барской жизни.

Так вот, не приходится сомневаться, что советские архитекторы свои представления о «настоящем» комфорте черпали именно из этого «барского» источника. В предвоенную и послевоенную пору вся высокопоставленная номенклатура и приближенные к власти деятели откровенно, почти один в один следовали именно этому образцу (а других-то и не было). Этот образец стал для нас классическим. Основная же масса советских граждан в ту пору проживала в коммуналках и сельских хибарах, ни о каком особом комфорте и не помышляя.

Но по мере «развития» социализма атрибуты барского стиля так или иначе стали проникать в народную жизнь (не без влияния «продвинутой» интеллигенции). Жизнь слегка налаживалась, и народ тоже помаленьку стремился к комфорту, представления о котором он теперь черпал из того же источника, что и высшие номенклатурные товарищи – из образа жизни тех же привилегированных дореволюционных сословий. Правда, реализовать этот идеал полностью, один к одному, простому человеку было, разумеется, не по силам. Поэтому идеал реализовывался частично, по мере возможностей.

Та же тенденция вплелась и в жилую архитектуру. Вот это и была пародия на барский стиль. Прихожая, холл, коридор, дверь направо, дверь налево. Только хоромы были больно тесные. Другой-то схемы под рукой у архитекторов не оказалось. Поэтому лепили по барским лекалам, но… с советскими возможностями. В итоге получили упомянутые «загогулины».

Например, отчего в советских квартирах были маленькие кухоньки? Только ли из экономии пространства? Ведь прием пищи – это одна из важнейших сторон повседневного быта любой нормальной семьи. Хорошо ли такое важное действо осуществлять в тесноте?

А дело в том, что с «барской» точки зрения кухня – это чисто рабочее помещение, где должна копошиться прислуга. И по идее считалось, что на этих тесных кухоньках люди будут пищу только готовить, а принимать ее – в общей комнате, за большим столом, как это и положено в «благородном» семействе. Но поскольку у простого народа слуг нет, а таскать кастрюли и тарелки туда-сюда дело весьма хлопотное и затратное по времени, то многие наши граждане стали принимать пищу в соответствии с народной традицией – возле «очага» (то есть кухонной плиты). И то, что это пространство оказалось очень тесным, целиком лежит на совести архитекторов. Почему проектировщиком не пришло в голову объединить кухню с общей комнатой, объясняется той же причиной – не по-барски это, чтобы «плебейская» кухня пространственно соединялась с «благородной» гостиной (а значит – с хрусталем, коврами и прочим благолепием). Поэтому наш архитектор проводит между ними непроницаемую перегородку.

К сожалению, за многие годы наш народ настолько свыкся с этой схемой, что по-иному организацию пространства и не представляет. А ведь изначально все было совсем не так.

Народный стиль как он есть

А теперь для сравнения вспомним старые советские фильмы про деревню. Куда с порога там попадал герой? Правильно – прямо в общую комнату, то есть в то пространство, которое в русских избах (и в больших, и в маленьких) выполняло функцию и кухни, и столовой и гостиной. Большой стол в центре, широкие лавки вдоль стен, большая русская печь в углу. Даже сейчас еще можно найти старую избу, где главное пространство начинается с порога. Иными словами, для простых русских тружеников послевоенной поры не было ничего непривычного в том, чтобы основное помещение включало в себя пространство для готовки пищи и начиналось с входной двери.

Если мы внимательно посмотрим на ту же американскую, канадскую или финскую архитектуру, то обнаружим упомянутый «народный» принцип организации жилища. Кухня, столовая, гостиная плавно перетекают друг друга, без всякой жесткой изоляции. Изолируются только спальные помещения и санузлы (что совершенно понятно). Плавное перетекание пространств дает ощущение простора и, в каком-то смысле, вытекает из принципа «студии», когда единое пространство свободно осваивается в функциональном плане. И чем меньше метраж дома, тем отчетливее выражен этот принцип «студии», тем менее выражена изоляция между кухней, столовой и гостиной. Это, в общем-то, планировочная аксиома, напрямую связанная с народным жилищем (сильно ошибается тот, кто считает, будто «студия» есть некое особенное ноу-хау для богемы).

Советские архитекторы «студийный» принцип игнорировали как могли, поскольку он прямо противоречил классической «барской» планировочной схеме. Поэтому отгораживали и изолировали все помещения, что на ограниченных площадях только усиливало ощущение невероятной тесноты. Нынешние поколение проектировщиков в целом сохраняет усвоенные принципы, хотя в последнее время зарубежные образцы понемногу дают о себе знать. Надо сказать, что когда наши архитекторы проектируют для себя или по заказу, они демонстрируют куда большую свободу и вовсю пользуются «студийным» принципом, почему-то считая его неким изыском для «особо продвинутых».



http://mlh.mybusinessadmin.com/9106-cottage/
Типичный канадский «коттедж» (то есть небольшой загородный дом). Площадь – 70,5 кв. метров. Принцип «студии» четко выражен в организации основного помещения.



http://mlh.mybusinessadmin.com/9101-cottage/
Еще один канадский «коттедж» площадью 52 кв. метра. Здесь также видим принцип «студии».

 

http://www.postroi.ru/projects/t-048-1k/
Неуклюжая отечественная попытка применить принцип «студии» к небольшому загородному дому. Внутри отапливаемого помещения выгораживаются два тамбура с помощью двух типичных для нашей школы «загогулин».

http://www.postroi.ru/projects/t-071-1k/
Здесь классическая «барская» схема дает о себе знать: гостиную архитектор загнал подальше от входа. Зато не пожалел 6,5 «квадратов» на холл, вряд ли необходимый для домика такого метража.

 

http://www.postroi.ru/projects/n-092-1k/
Еще один отечественный образец. Здесь полный комплект наших особенностей: отгороженная кухня-столовая, отгороженная гостиная, полно дверей, холл с «загогулинами» и камин – как атрибут барского шика.

 

http://www.postroi.ru/projects/h-089-1s/
Без холла нам никак! Сказываются образцы старинных дворянских усадеб.

Редакция портала NN-BAZA.RU призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

Комментарии

Архитектор 19.02.2013 22.05.01 ...Куда с порога там попадал герой? Правильно – прямо в общую комнату... Чушь полнейшая! Как-то Вы подзабыли, дорогой автор, что у нашей народной избы был такой НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ планировочный элемент как "сени", который и холл, и прихожая, и тамбур.
Александр2 29.11.2012 18.53.17 Следил за комментариями, все же встряну. Абсолютно нормальные планировки, в духе современного ритма жизни и подходов. Мы, мало пожившие в совке и не впитавшие в себя маразмы социализма, смотрим намного проще. Весь мир так живет - открыто и свободно. И никто не грузится курьерами - к кому они приходят? А если и придет - кофием напоим! А для вещей есть шкафы, которых великое множество вариантов. Плюсы - меньше дверей, открытое пространство - больше воздуха! Хотя это все мое личное мнение.
Арина 29.11.2012 18.39.01 Думаю, что в неудобстве советского типового жилья виноваты не проектировщики, а стандарты, по которым на одного человека приходится минимальное количество квадратов. А разграничение прихожей и гостиной все-таки нужно, так как у нас климат значительно отличается от жарких стран из сериалов, а следовательно верхнюю одежду никто не отменял. Лично мне было бы некомфортно находясь в гостиной видеть здесь же куртки на вешалках. Но даже если запрятать все в шкафы и тумбочки, есть вторая причина, по которой нужна прихожая: незнакомых людей (например курьера) многие готовы пустить не дальше порога.
Александр 29.11.2012 17.00.34 прошлая квартира (дом на 2 квартиры) у меня была как раз с холлом большим, два входа, в одном веранда шикарная застекленная, во втором предбанничек и вход через топочную. Это не коттедж, именно квартиры. Не вижу никакой пародии, даже широкий холл нашел свое применение. И в "барские" времена было что полезное для того чтобы позднее перенять. Все несет свое целевое назначение. Не согласен с автором.
Алена 27.11.2012 16.38.24 действительно, прихожая нужный элемент, без него вся грязь будет сразу в дом..
Аннушка 26.11.2012 22.18.19 Это все, конечно, прекрасно и функционально, только возникает несколько вопросов. Первый касается прихожих: если они так уж категорически не нужны, куда девается грязь, которая в нашей стране тащится на порог минимум 2/3 года? Времена-то не барские и служанка на входе не стоит. 5-7 гостей, даже аккуратных, ставящих обувь в линеечку, - и грязь все равно придется собирать уже со всей гостиной. Второй вопрос по студиям: в цивилизованных странах, конечно, студии имеют "спальные помещения", да не по одному. А у нас это, в основном, малометражное прибежище молодых семей, часто с детьми, соответственно, возможности уложить ребенка спать в тишине или уединиться самим, хотя бы для того, чтобы принять чай и поболтать с гостями - никакой. И да, та самая грязь из отсутствующей прихожей - теперь уже в основной комнате вокруг ребенка и спального места. Так, конечно, было в деревнях на Руси, но тогда и требования к комфорту у простолюдинов были существенно другие, нежели сейчас. Может, все-таки не с
Форма отправки комментария
Имя
E-mail
Укажите код с картинки
Комментарий
630099, г. Новосибирск,
ул. Ленина, 12
Телефон: +7 (903) 900-36-84
E-mail: com@nn-baza.ru
Следуйте за нами