О поправках к законам «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном кадастре недвижимости», вступившим в силу с 1 октября, рассказала начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Новосибирской области Наталья Ивчатова, отвечая на вопросы посетителей портала «Новосибирская недвижимость.nn-baza.ru».
От редакции nn-baza.ru: Наталья Сергеевна, какие документы теперь будут предоставлять в электронном виде и в каком случае?
– Федеральный закон от 23.07.2013 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (далее – закон № 250-ФЗ) вступил в силу с 01.10.2013 года. В соответствии с ним внесены поправки в законодательство о госрегистрации прав на недвижимое имущество и о кадастровом учете недвижимости.
Согласно положениям закона, документы для осуществления этих процедур можно подавать в электронном виде. Однако сегодня нормативный порядок направления документов для проведения таких процедур отсутствует.
Чтобы заявители могли подавать документы в электронной форме, Минэкономразвития России должно установить порядок представления таких документов в подзаконных нормативных актах, которые до сих пор не утверждены.
Например, подать заявление о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет можно с использованием XML-схем, размещенных на сайте Росреестра; заявления о кадастровом учете изменений объекта недвижимости и о его снятии с учета – в виде файла в формате PDF, содержащего электронный образец бумажного заявления (отсканированного или сфотографированного). Файл должен быть удостоверен усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. До утверждения новых форм, заявления о государственной регистрации прав на недвижимость можно подавать по формам, размещенным на сайте Росреестра.
Уведомления о принятых решениях, выписки из государственного кадастра недвижимости, кадастровые паспорта, выписки, удостоверяющие проведенную государственную регистрацию прав, а также некоторые другие документы могут быть высланы заявителю по указанному в его заявлении почтовому адресу. Отправить перечисленные документы в электронном формате, несмотря на указание закона № 250-ФЗ, пока невозможно.
Сведения из ЕГРП и ГКН по-прежнему можно получить в форме электронного документа через портал государственных и муниципальных услуг.
Яна И.: Можно ли зарегистрировать сделку с недвижимостью дистанционно? Если да, как это сделать и какие документы необходимо предоставить? Спасибо.
– Здравствуйте, Яна! Действительно, с 1 октября из Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» исключен принцип проведения государственной регистрации по территориальному признаку. В настоящее время и Минэкономразвития России и Росреестр ведут работу над технической возможностью экстерриториального приема документов. Для реализации такого принципа должен появиться соответствующий нормативный акт, в котором будут полностью описаны действия государственного регистратора при таких процедурах. Если в настоящее время вы хотите сдать документы на объект недвижимости, расположенный в другом регионе, то такая возможность существует – закон предусматривает предоставление документов по почте.
Важно соблюсти несколько условий: письмо с документами должно быть ценным, с описью вложения и уведомлением о вручении. Доверенность при обращении представителя, как и на совершение сделки, должна быть только нотариальная. Если на регистрацию направлена сделка, то договор подлежит нотариальному удостоверению. Кроме того, необходимо приложить копию документа, удостоверяющего личность заявителя и представителя по доверенности, а вот подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В перспективе Росреестр после разработки соответствующих нормативно-правовых актов Минэкономразвития России будет принимать документы в электронном виде, в том числе через портал государственных и муниципальных услуг.
Валерий Сергеевич: Какие документы необходимо предоставить, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок, записи о котором в ЕГРП отсутствуют? Спасибо.
– Добрый день! Ответить на вопрос затруднительно, поскольку из него не следует, что именно вы намерены зарегистрировать в отношении прав на земельный участок: ранее возникшее право, переход права либо новое право в результате предоставления земли.
Рекомендую ознакомиться с перечнем документов на сайте нашего Управления 54to.rosreestr.ru в разделе «Регистрация прав». Если вы будете регистрировать право на земельный участок для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства, то участок может быть ранее учтен в государственном кадастре недвижимости. Во всех остальных случаях нужно провести межевание земли. При предоставлении земельного участка из государственной и муниципальной собственности проверяют процедуру предоставления. Ряд документов запрашиваем сами в рамках внутри- и межведомственного взаимодействия. Если вас интересует более подробная информация, запишитесь на прием к начальнику отдела регистрации прав на земельные участки Алексею Николаевичу Фриску либо ко мне. Запись возможна по телефону 227-10-87. Могу проконсультировать по телефону 227-10-82. Буду рада вам помочь.
Диана: Наталья Сергеевна, здравствуйте! Подскажите, в течение какого срока с момента запроса должны выдать справку о кадастровой стоимости недвижимости?
– Добрый день, Диана! В целом срок предоставления сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости составляет пять рабочих дней. Однако в настоящее время Минэкономразвития осуществляет подготовку как нормативно-правового регулирования в части выдачи справок о кадастровой стоимости объектов капитального строительства, так и технической возможности выдачи таких справок заявителям в электронном виде с использованием существующей информационной системы АИС ГКН. Проблем выдачи справок в отношении земельных участков на территории нашего региона нет.
Надежда: Наталья Сергеевна, если некоторые документы Росреестр будет предоставлять ТОЛЬКО в электронном виде, то как быть пенсионерам, которые также покупают недвижимость, но при этом не владеют компьютером и Интернетом (продвинутые в этом отношении дети и внуки живут в другом регионе)?
– Добрый день! Сегодня в электронном виде Росреестр предоставляет услуги в случае, если гражданин сам того пожелает и если подает запрос через портал государственных и муниципальных услуг. В остальных случаях гражданин, подавая заявление, указывает, в каком виде желает получить документ – в бумажном или электронном. Так что людям, не владеющим компьютерной грамотностью, мы по-прежнему будем предоставлять услуги в привычном для них бумажном варианте.
Ирина: Наталья Сергеевна, добрый день! Скажите, позволят ли принятые поправки сократить людские очереди в Управлении Росреестра на Державина? Немного не по теме, но руководство Управления по НСО предпринимает хоть что-то, чтобы эти очереди сократить?
– Здравствуйте, Ирина! С того момента, как деятельность Росреестра стало курировать Минэкономразвития, приоритетным направлением для нас стало качество оказания государственных услуг. Под этим мы понимаем в том числе и сокращение очередей в регистрирующем органе. В настоящее время, с учетом многих новелл законодательства о государственной регистрации, ряд государственных услуг Росреестр оказывает в электронном виде (запросы через портал государственных и муниципальных услуг, получение ключей доступа к просмотру информации из ЕГРП, возможность подачи документов по почте), что также приводит к сокращению очередей. Регулярно в целях уменьшения очередей наше Управление передает полномочия по приему документов Кадастровой палате и Многофункциональному центру. Гражданам предоставлена возможность записи через портал государственных услуг. Руководство Управления, безусловно, имеет прямую заинтересованность в сокращении очередей, принимая различные меры: открывает новые офисы и пункты приема, постоянно осуществляет мониторинг качества предоставляемых услуг путем проведения опросов, составления рейтинга отделов Управления по различным критериям и принимает как организационные, так и административные меры.
Иван: Здравствуйте! Скажите, в каком случае квартиру могут не поставить на кадастровый учет? Появились ли какие-то новые основания для отказа в осуществлении этой процедуры?
– Добрый день, Иван! Основания приостановления и отказа в государственном кадастровом учете объектов недвижимости изложены в статьях 26 и 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». При постановке на кадастровый учет квартиры это могут быть как формальные причины (например, несоответствие документов по форме или содержанию), так и более серьезные, которые приводят к отказу, – в ряде случаев их можно устранить только в судебном порядке.
Требования при учете квартиры сегодня определены. Само здание должно находиться на кадастровом учете, а технический план на квартиру – соответствовать требованиям законодательства и быть переданным в орган кадастрового учета в надлежащей форме.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если:
При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данной процедуры в случае, если:
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:
Для получения разъяснений по поводу конкретной ситуации вы можете записаться на прием или обратиться письменно к руководству Кадастровой палаты (г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 167, к. 703).
Людмила: Знаю, что теперь технические и межевые планы, а также акт обследования объекта, прекратившего существование, необходимо предоставлять в кадастровый орган только в электронном виде. Достаточно ли будет отсканировать эти планы на бумаге и передать их в Росреестр, или предусмотрена другая процедура перевода документов в электронный формат? Если да, то какая? Как вообще все это будет осуществляться?
– Здравствуйте! Сканированный образец в орган кадастрового учета можно представить в отношении акта обследования объекта, прекратившего свое существование. Этот документ должен быть заверен электронной цифровой подписью кадастрового инженера. Предоставление межевых и технических планов в бумажном варианте и заверенных ЭЦП кадастрового инженера с приложением XML-формы документа возможно, если договор подряда с кадастровым инженером и сами кадастровые работы были выполнены до 1 октября 2013 года. Если после, то в орган кадастрового учета необходимо предоставить электронные документы в формате утвержденных Минэкономразвития России схем и заверенные ЭЦП кадастрового инженера. Аналогичное требование действует и в отношении акта обследования объекта недвижимости после разработки Минэкономразвития соответствующих схем и утверждения их нормативно-правовым актом.
Петр Сергеевич: Добрый день, Наталья Сергеевна! Скажите, пожалуйста, только ли регистрации жилья коснулись поправки в законе? Возможно, в регистрации земельных участков также что-то поменялось?
– Здравствуйте, Петр Сергеевич! Вероятно, вы говорите об изменениях гражданского законодательства, вступивших в силу 1 марта 2013 года, которые коснулись в том числе и процесса государственной регистрации. Так, регистрировать перестали некоторые сделки с жилой недвижимостью: купли-продажи, мены, дарения, ренты. В отношении земли сегодня не подлежит госрегистрации сделка дарения. Сделки аренды не подлежали государственной регистрации только в период с 2 по 3 марта – в эти даты договоры аренды земли считаются заключенными с момента подписания, а не с момента государственной регистрации.
Регистрации подлежало только ограничение (обременение) права. Сделки аренды земли, заключенные до 1 марта и с 4 марта, считаются таковыми с момента государственной регистрации договора аренды.
Александра: Добрый день! Подскажите, какие документы нужны, чтобы получить копию свидетельства о праве собственности на квартиру?
– Здравствуйте! Копию свидетельства о государственной регистрации права Управление Росреестра не выдает. Предоставляют этот документ правообладателю в одном подлинном экземпляре и в Управлении не хранят. Однако в случае утери, повреждения или иной утраты вы вправе получить повторное свидетельство. Обратиться за ним нужно с заявлением в офис приема документов Управления. Сроки выдачи – в течение 18 дней. Размер государственной пошлины для физического лица составит 200 рублей. Обращаю ваше внимание, что получать повторное свидетельство не обязательно. При необходимости государственную регистрацию прав можно подтвердить выпиской из ЕГРП.
От редакции nn-baza.ru: Здравствуйте, Наталья Сергеевна! Каких изменений в профильном законодательстве стоит ожидать в 2014 году?
– Здравствуйте! Продолжается реформирование гражданского законодательства. Так, претерпят изменения виды вещных прав, появятся новые виды прав на недвижимость – узуфрукт, право застройки и так далее. Кроме того, законодательство совершенствуется в сторону создания единой системы регистрации и кадастра. Как видите, поправки предполагаются существенные и, безусловно, затронут процессы государственной регистрации.
Анна: Здравствуйте! Скажите, изменились ли в связи с поправками правила регистрации перехода права собственности для коммерческой недвижимости?
– Добрый день! Переход права на коммерческую недвижимость не изменился. Исключение – сделки дарения, которые с 1 марта 2013 года не регистрируют. Другие правила остались прежними. Вне зависимости, были ли зарегистрированы ранее права в ЕГРП или ранее возникшие права регистрируют одновременно с переходом права, объект коммерческой недвижимости должен состоять на государственном кадастровом учете. Большинство таких объектов Управление ставит на учет в рамках взаимодействия с Кадастровой палатой.
Ольга: Здравствуйте! Скажите, как теперь ставить квартиру на кадастровый учет, если куплена она по договору долевого участия?
– Здравствуйте, Ольга! Для постановки объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет необходимо, чтобы кадастровый инженер подготовил технический план, после чего собственник или его уполномоченный представитель должен обратиться в Кадастровую палату за постановкой квартиры на государственный кадастровый учет.
Иногда сами застройщики, в соответствии со взятыми на себя обязательствами, ставят на государственный кадастровый учет как многоквартирный дом, так и все помещения в нем. На территории Новосибирской области орган кадастрового учета не осуществляет постановку на учет квартир в случае отсутствия в сведениях государственного кадастра недвижимости сведений о многоквартирном доме. Этой позиции ведомство будет придерживаться до разработки Минэкономразвития России формы единого технического плана.
Редакция портала NN-BAZA.RU призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.
630099, г. Новосибирск, ул. Ленина, 12 Телефон: +7 (903) 900-36-84 E-mail: com@nn-baza.ru | Реклама на сайте Простой поиск Консультация юриста Цены на квартиры Средние цены на вторичном рынке | Азбука недвижимости Новости компаний Зарубежная недвижимость Строительство Консультация юриста | Следуйте за нами |
© 2008-2024 Недвижимость Новосибирска, квартиры в Новосибирске, цены на квартиры, дома, коттеджи, новостройки, аренда и продажа квартир в Новосибирске Материалы сайта защищены Законом об авторском праве. При цитировании обязательна ссылка на первоисточник информации. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов. |