Квартиры Обмен Новостройки Коттеджные поселки / Таунхаусы Дома / Дачи / Гаражи Земля Аренда Коммерческая
Любой
Подробный поиск
Свернуть поиск
Очистить

Выбор районов, микрорайонов и метро

Закрыть
Дата публикации: 01.04.2010
Просмотров: 1824

У домов появятся паспорта энергоэффективности

У домов появятся паспорта энергоэффективности Тема энергосбережения и энергоэффективности обсуждалась в России не один год. Сейчас, наконец, принят соответствующий федеральный закон.

Тема энергосбережения и энергоэффективности обсуждалась в России не один год. Сейчас, наконец, принят соответствующий федеральный закон, в котором прописано, кто отвечает за энергосбережение в различных отраслях, на предприятиях, в зданиях и жилых домах. Особое внимание уделено в Законе зданиям и сооружениям, причем не только уже построенным и эксплуатируемым, но и тем, которые только предстоит возвести.
Анна Попова.

Весь мир озаботился проблемами экономии энергоресурсов с 70-х годов прошлого века, а первые энергоэффективные здания как новое направление в экспериментальном строительстве появились после мирового энергетического кризиса 1974 года. В СССР в жилищном строительстве вопросы энергоэффективности никогда не были приоритетными по сравнению с задачей экономии стройматериалов или ускорения темпов строительства. Нормы тепловой защиты зданий в СССР существовали с 1921 года и претерпели с того времени свыше десяти редакций, связанных с изменением технического уровня строительства в стране. Однако до конца 80-х годов основное внимание уделялось стоимости строительства, т. е. минимизации капитальных затрат, и практически не учитывались эксплуатационные затраты, поскольку топливо было дешевым. В результате на нужды отопления в бывшем Советском Союзе уходило около одной трети всего добываемого в стране топлива, или около 250 млн т в угольном эквиваленте. Сейчас в России, по разным оценкам, на отопление зданий и сооружений уходит до 45% вырабатываемой в стране тепловой энергии. По расчетам Министерства экономического развития, наша страна может сберечь до 7-8 % мирового потребления газа, до 1% потребления электроэнергии, воды и угля и экономить ежегодно до 2,5–3 трлн руб.

Про счетчики

Итак, федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" вступил в силу 29 ноября прошлого года. В соответствии с его положениями, в срок до 1 января 2011 года все дома должны быть в обязательном порядке оснащены приборами учета тепла, электроэнергии, газа и воды. После установки «счетчиков» собственники квартир будут платить только за реально потребленные энергоресурсы. Закон однозначно возлагает все потери, произошедшие в процессе их доставки до потребителей на поставщиков. Это заставит последних, наконец, начать выполнять собственные программы и комплексы мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности. В свою очередь это приведет к снижению потерь при передаче энергоресурсов потребителям и повлияет на замедление темпов роста тарифов.

До последнего времени потери просто перекладывались на плечи потребителей. Так, требование энергетиков доплатить за фактически потребленную в 2008 год тепловую энергию, вызвало в Новосибирске целую волну протестов и возмущений. Была даже создана специальная комиссия, которую возглавил первый заместитель мэра Андрей Ксензов. А ведь в этом случае энергетики действовали четко в рамках действующего законодательства. Были проведены проверки, и перерасчет подтвердился. Однако власти города приняли решение выплатить энергетикам средства из бюджета. «Ситуация сегодня такова, что мы не можем перекладывать эти расходы на плечи горожан, – сказал мэр Новосибирска Владимир Городецкий. – Жителям Новосибирска не придется платить по дополнительным начислениям за потребленную в 2008 году тепловую энергию, расходы возьмет на себя бюджет города и области». По словам председателя горсовета Надежды Болтенко, найти деньги на покрытие счетов «СибирьЭнерго» удалось за счет сокращения программы по установке счетчиков тепла в новосибирских домах, а также экономии на проведении конкурсов для муниципальных нужд. Субсидия в размере 100 млн руб. для покрытия этих расходов была предоставлена Новосибирску областным бюджетом. Средства на доплату нашлись, однако проблема не решена и ситуация с необходимостью погасить дополнительный долг перед энергетиками может снова возникнуть в 2010 году, особенно учитывая небывало суровую зиму 2009-2010 гг. Для того, чтобы этого избежать необходимо установить приборы учета на каждом жилом доме Новосибирска. Ведь даже при проведении проверки обоснованности требований энергетиков о доплатах объем потребленной энергии по каждому дому там, где счетчиков нет, определяли, исходя из норм потребления, установленных законодательством, т. е. нормативный, а не фактический расход энергии.

В Новосибирске программа «Энергосбережение в городе Новосибирске» на 2007-2010 годы. Ее реализация предусматривает установку приборов учета энергоресурсов за счет средств городского бюджета (50% от стоимости) и средств потребителей коммунальных ресурсов с возможной отсрочкой платежа до одного года. Всего благодаря этой программе в 1000 многоквартирных жилых домах появились системы учета тепло- и водоснабжения.

Установка приборов учета позволит избежать появления огромных счетов по доплате от энергетиков. Таким образом, собственники жилья более других заинтересованы в том, чтобы в их доме появились «счетчики», с помощью они будут платить только за реально потребленные энергоресурсы. Средства на приобретение и установку приборов учета там, где созданы товарищества собственников жилья, вносят жильцы. Там, где товариществ нет, приборы установят энергоснабжающие организации с включением их в тариф на поставляемые ресурсы с возможной рассрочкой до пяти лет.

Собственники могут установить индивидуальные приборы учета воды и тепла – в своей квартире. Это позволит избежать разночтений и разногласий между жильцами дома по распределению объемов потребленной энергии. Кстати, закон оставляет распределение общего объема потребленной домом энергии между собственниками на усмотрение ТСЖ.

Не допускает закон введение в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Обязанность установки приборов учета в новых домах возложена на застройщиков. В частности, в законе говорится, что многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.

Про паспорта энергоэффективности

Но решение проблем энергосбережения не заканчивается установкой приборов учета. Согласно закону на фасаде каждого многоквартирного дома должен появиться указатель класса, информирующий о его энергетической эффективности, а у самого дома – паспорт энергоэффективности.

Энергетический паспорт должен содержать информацию об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении, показателях энергетической эффективности, а также о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении и перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности дома.

Энергетический паспорт составляется по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, и передается собственникам помещений или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома, т. е. ТСЖ или управляющей компании. В новых домах энергетический паспорт может составляться на основании проектной документации.

Обеспечить соответствие новых зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности обязаны застройщики путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Таким образом, требования Закона вынуждают застройщиков использовать современные технологии, строить энергоэффективные здания и сооружения, использовать энергосберегающие строительные материалы. По данным, содержащимся в отчете "Инновации в строительном кластере: барьеры и перспективы", подготовленным инновационным бюро «Эксперт», главным направлением энергосбережения в жилых зданиях является повышение теплозащитных свойств ограждающих конструкций. Так, по данным тепловизорных обследований панельных домов, на наружные стены приходится 29 - 30% потерь тепловой энергии, на светопрозрачные наружные ограждения — 25 - 26%, на пол первого этажа и потолок последнего – 4 - 5, остальные 40% – расход тепла на нагрев инфильтруемого наружного воздуха в объеме, необходимом для вентиляции по санитарным нормам.

Проверять здания и сооружения на соответствие этим требованиям будут органы государственного строительного надзора. В случае несоответствия здания установленным законом требованиям собственники здания, собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от застройщика безвозмездного устранения выявленного несоответствия в разумный срок или, по своему выбору, возмещения произведенных ими расходов его устранение. В Законе особо подчеркивается, что такое требование может быть предъявлено застройщику в случае, если здание или дом не соответствуют требованиям законодательства в тот период, в течение которого их соблюдение должно быть обеспечено при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте.

В уже эксплуатируемых зданиях ответственность за их соответствие требованиям энергетической эффективности несут собственники, они же отвечают и за оснащение приборами учета. В Законе особо оговаривается, что требования энергетической эффективности не распространяются на культовые здания, здания и сооружения, являющиеся объектам культурного наследия, а также объекты индивидуального жилищного строительства, т. е. отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем трех, и дачные дома. Кроме того, эти требования не распространяются на временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года, строения, сооружения вспомогательного использования и отдельно стоящие здания, строения и сооружения, общая площадь которых составляет менее чем 50 квадратных м.

Редакция портала NN-BAZA.RU призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

Комментарии

Форма отправки комментария
Имя
E-mail
Укажите код с картинки
Комментарий
630099, г. Новосибирск,
ул. Советская, 37
Телефон: (383) 218-10-77
E-mail: com@nn-baza.ru
Поддержка: support@nn-baza.ru
Следуйте за нами